Дюбек

Дюбек (Тlивак) – одно из крупных селений Табасаранского района Республики Дагестан. Селение Дюбек является центром муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Дюбекский», в состав которого, помимо с. Дюбек входят селения Хустиль и Гурхун. Дюбек расположен в северной части Табасарана и при этом граничит с Кайтагским районом (с запада и северо-запада), а также с кутанами Дахадаевского района (с севера). Вокруг с. Дюбек расположены селения Ерси, Татиль, Хапиль, Ягдыг, Хустиль, Гурхун (села Табасаранского района), Рука, Джавгат (села Кайтагского района), Геджух (Дербентский район). Численность населения в Дюбеке составляет примерно 2200 человек, хозяйств – 550. Общая площадь (включая сельскохозяйственные угодья и частные участки) составляет более 1000 га.

Время появления первых обитателей на территории нынешнего селения Дюбек пока точно не установлено. Отметим, лишь, что у поселка Геджух в 1939 году было обнаружено одно из самых древних каменных орудий Дагестана – мустьерское рубило, возраст которого около 30000 лет. Если сопоставить с этим фактом географическую близость Дюбека к Геджуху и весьма благоприятные природные условия в окрестностях Дюбека, то это дает нам некоторое основание предположить, что территория Дюбека входила в зону древнейшего обитания человека. При земляных работах в 300 м к северу от Дюбека, вдоль дороги и реки были найдены могилы, со скелетами разных возрастов (по словам археолога из Махачкалы). В одной из них нашли медный кулон и другие украшения. Археолог датировал тогда возраст могилы II тысячелетием до н. э.

О древности села говорит тот факт, что вокруг села расположены много старых кладбищ, которые датируются: одни - I тысячелетием нашей эры, другие чуть позже, на некоторых не указаны даты.

Наиболее древнее свидетельство о прошлом нынешних дюбекцев, мы склонны видеть в сохранившимся до наших дней интересном поверье, где некоторые породы деревьев (тутовник, чинар) считаются неприкосновенными, и адаты запрещают их рубить. Одновременно мы можем указать несколько урочищ, заросших неприкосновенными рощами, так называемые пиры. Наиболее известными пирами являются пир в местности Аман шай и пир Аьнжи нукьар.

Как известно из истории, большая часть территории Кавказской Албании, ко времени построения Дербентской стены, идущей на запад от крепости Нарын-кала в глубь Табасарана, была захвачена сасанидами. Очевидно, этой участи не избежали и жители Таваспарана (Табасарана), в том числе и предки нынешних дюбекцев. Однако первое упоминание о жителях Таваспарана имеется у армянского историка Егише в V веке до н.э. В его работах, о селениях Дюбек, Ерси, Дабвак, упоминается как о форпостах северного Табасарана.

Дальнейшее упоминание с. Дюбек можно отнести к походу Джерраха (104 г. Хиджры, т.е. 722-723 гг. н.э.). Джеррах, пройдя Дербент, послал в Табасаран 2 тыс. отряд, который, по словам ат-Табари, обрушился на селения Дабвак, Ерси, Дюбек. Арабы имели приказ разграбить эти селения

дочиста и уничтожить все сопротивляющихся жителей, что они и сделали, вернувшись с 10 тыс. голов крупного рогатого скота и 3 тыс. рабов. Очевидно, селение Дюбек было основательно разрушено Джеррахом. Однако, из источников нам известно, что халифы и их наместники стали заселять этот стратегически важный район арабскими военными поселенцами.

Есть также глухое упоминание о том, что на протяжении своей долгой, порой драматической истории, с. Дюбек семь раз уничтожалось и семь раз возрождалось на том же месте (Ургуб ражари ккабхъув, ургуб ражари ккивгъув).

То, что Дюбек подвергался частым нападениям, говорит расположенные на вершинах холмов вдоль дороги Геджух – Дюбек форты (гъаргъул хан’яр), где зажигались сигнальные костры в случае опасности. К фортам относятся: гъюрд али гунтIу, зангудин кIел’э, хючафак гунтIу и гъаргъулдин мяхъ.

Дальнейшее упоминание о нашем селении приводится в источниках VIII-IX веков. В них говорится о Дюбеке, как о крупном и древнем населенном пункте в Табасаране, который был связан с селениями Табасарана, а также с торгово-ремесленными центрами Дагестана и Закавказья торговыми узами.

В те времена Дюбек был в хороших отношениях с Дербентом. Об этом говорит тот факт, что когда в 1068 году правитель Ширваншаха напал на Дербент к ним на помощь пришли воины из Кайтага и Дюбека.

В XII-XIII веках в Табасаране был период возникновения союзов сельских обществ. Наиболее крупным из них был Дювек - Елеми, центром которого был Дюбек или ТIивак. Он не подчинялся ни майсуму, ни кадию, а был самостоятельным политическим образованием на территории Табасарана. Он имел большую военную силу и осуществлял совместно с Кайтагом набеги на Дербент (из сочинения «Тарихи Дербент-наме»).

Можно предположить, что причиной опустошений села были не только войны и захваты, грабежи и угон в рабство, но и периодические эпидемии, уносящие сотни и сотни жизней.

В ноябре 1741 года Надиршах напал на Кайтаг и Табасаран, но силами табасаранцев, кайтагцев и других народов Дагестана он был отбит. Тогда Надиршах основательно подготовился к сражению и двинул в Табасаран отборные военные силы, куда на помощь местным жителям со своими ополчениями прибыли почти все владетели Дагестана или их представители. В битве вблизи села Дюбек иранские войска во главе с Надиршахом были окружены восставшими жителями Табасарана и пришедшими им на помощь дагестанскими горцами. Во время этой битвы был

ранен в руку и сам Надиршах. Эта победа под селением Дюбек облегчило дальнейший разгон Надиршаха с территории Дагестана.

В селении Дюбек побывал и известный в Дагестане и за ее пределами религиозный философ Магомед Ярагский (1761-1838 гг.). В начале XIX века, когда еще не могло быть и речи о свободе человека, Магомед Ярагский создал и пропагандировал целостное учение о свободе человека, пробуждая создание широких масс кавказского населения. В это время на территории Южного Дагестана происходили стычки, а Магомед Ярагский участвовал и руководил боевыми действиями горцев. Вот тогда ему и пришлось на некоторое время (около 20 дней) скрываться от врагов в Дюбеке.

О Дюбеке имеются некоторые сведения у известного кавказоведа П. К. Услара, который особое внимание уделял дюбекскому говору. Он также в своей книге приводит одну из версий легенды о семи братьях и одной сестре. По этой легенде, Дюбеку братьями были завещаны Гъуннарин рягъяр, расположенные на реке Рубас вблизи селения Хапиль.

Дюбекцы, наряду с другими селами, принимали активное участие в восстаниях крестьян Табасаранских и Кайтагских владений против внешних врагов и собственных владетелей. Писатель-декабрист А.А. Бестужев-Марлинский, будучи в ссылке в Дербенте в 1830-1834 гг., часто выходил на охоту в леса, расположенные вокруг селения Дюбек. Он пишет, что село расположено на скате горы, где рядом протекает река и в нескольких километрах расположено село Хустиль и между Дюбеком и Хустилем имеются девственные леса. В октябре 1831 года дюбекцы принимали активное участие в восстании жителей Кайтага и Табасарана. По описанию Бестужева-Марлинского «только залпы пушек успокаивали восставших дюбекцев, которые стреляли из-за надгробных камней.

В 1866 году в августе произошло столкновение крестьян Табасарана и Кайтага в с. Гасик и Дюбек с царскими войсками, но были жестоко подавлены.

Столкновение с властями произошло и в 1877 году. Причинами восстания были то, что горцы Дагестана, оказавшись под двойным гнетом – самодержавия и местных феодалов, проявляли крайнее недовольство и готовы были на любые жертвы, лишь бы освободиться от лишних податей и повинностей, произвола и политического бесправия. Это восстание охватило почти весь Дагестан.

На подавление восстания были брошены царские войска. На юге восставшие кайтагцы, табасаранцы и кюринцы, опередив полковника Тер-Ассатурова, двинулись к селам Каякент, Джемикент и Берикей. Несмотря на отчаянную борьбу, горцы потерпели поражение.

По приказу командующего войсками Дагестанской области князя Меликова генерал-майор Комаров во главе многочисленного, хорошо вооруженного войска, 27 сентября выступил из Дербента в сторону села Хан-Мамед-кала, сжигая аулы, истребляя беззащитное население, женщин и детей. 3 октября ворвались в Башлы, а затем, после упорных боев заняли Хан-Мамед-калу, Янгинкент, Великент, Маджалис. Отряды повстанцев, возглавляемые Мехти-беком, отступают через Уркарах в Каракорейш, а Джафар-хан со своим отрядом уходит в Табасаран и Кюринский округ. Пребывание этого отряда в Табасаране и Кюре расширило рамки движения повстанцев в Южном Дагестане. Для того, чтобы открыть себе дорогу в Кюринский и Самурский округа, правительственные войска двинулись на Кайтаг. 25 октября отряд под командованием генерала Комарова занял селение Дюбек, которое было разорено и сожжено дотла. 28 октября Кайтагский отряд вторично занимает Башлы. Теперь для правительственных войск был открыт путь в Южный Дагестан.

Основным занятием у дюбекцев было земледелие, животноводство, частично виноградарство и бахчеводство. Из кустарных промыслов было развито ковроделие и изготовление деревянных арб. Дюбекцы к коммерции не были приспособлены, жизнь, в основном, протекала в натуральном хозяйстве.

Хотя земледелие было основным занятием дюбекцев техника обработки земли, как и во всем Дагестане, была примитивной. Из-за наличия в достаточном количестве пахотных земель жители Дюбека применяли двупольную систему севооборота, собирая тем самым неплохой урожай. Основным продуктом обмена было зерно. Пахотными орудиями были, либо деревянная соха с лемехом (цуруц), либо тяжелый простой плуг (кутан). Для пахоты цуруцом необходимо была пара быков, а для пахоты кутаном – 6-8 буйволов. Средняя дюбекская семья, как правило, имела в этот период не более одного быка, буйвола и очень редко лошадь. Для нормального земледелия было необходимо объединение двух и более семей (уртахъ) для совместного выполнения земледельческих работ. С потерей тягловой скотины заканчивался и союз семей. Была поговорка «Умер бык и уртахъ отделяется», т.е. союзу конец. Пахота и засев производилось мужчинами. При уборке урожая наряду с мужчинами трудились и женщины. Урожай убирали вручную серпами (дагьур), обмолачивали снопы на круглой утрамбованной площадке (раццар), запрягая лошадей на массивные молотильные доски (гьаяр).

В домашнем хозяйстве крестьяне использовали каменные ручные мельницы-жернова. Из хлебных злаков дюбекцы выращивали пшеницу, ячмень и полбу. Предпочтение отдавали пшенице. Посевы ячменя тоже были значительными, так как в некоторых семьях до нового урожая не хватало пшеницы, а ячмень созревает раньше, чем пшеница. Это позволяло поддерживать семью до нового урожая пшеницы. Более самостоятельные семьи ячмень использовали для подкормки скота.

В Дюбеке были большие сады яблоневых, грушевых и ореховых деревьев, также выращивали виноград. В те времена в Табасаране виноград выращивали в селениях Дюбек и Аркит. Плантации виноградников охранялись сторожами, которые клялись на Коране в том, что сами не своруют и другим не дадут воровать. Тот, кто был пойман на воровстве, подвергался немедленному штрафу независимо от его социального положения. Работу сторожей оплачивали зерном или деньгами, которые они же собирали в виде штрафов у воров.

Старожилы села рассказывают один интересный случай. Аркитский бек Бейбола-бег, проезжая мимо дюбекских виноградников, решил посмотреть какой урожай и сорвал несколько гроздьев винограда. В это время его заметили сторожа и раздались выстрелы. Бейбола-бег был вынужден признаться в воровстве и заплатил штраф.

Из овощей выращивали арбузы, дыни, огурцы, тыква, позже помидоры. Из технических культур выращивали коноплю и редко табак. Одежда подавляющего большинства дюбекцев состояла из материала, сотканного конопляной пряжи – ирин, позже из этой же пряжи ткали ковры – бархалы. Самыми распространенными блюдами у дюбекцев были хинкал без мяса, молочные продукты и каша из крупы полбы. Запас продуктов дюбекцы заготавливали с лета и хранили в домах. Зернохранилищами служили емкости, сплетенные из прутьев, обмазанные глиной – кендияр. Кроме них, сколачивали из досок большие ящики – танх, расписанные узорами и орнаментом. Хлеб пекли летом в динурах и на массивных чугунных или стальных кругах – бузламачча.

Посудой служили блюдца, чашки, кувшины, сделанные из гончарной глины – «матрат», «чlакьа», «дурага». Ложки, вилки, черпаки были деревянные. В основном распространена была деревянная посуда, где месили тесто – «кьяв», «чанах». Одежда состоятельных, зажиточных людей состояла из шерстяных изделий фабричного производства. Национальная одежда состояла из нательной рубахи, чаще без нижнего белья, шаровары, папахи и шубы или «чухи». Принадлежностью мужского костюма был кинжал. Обувью крестьян служили изготовленные из сыромятной кожи крупного рогатого скота - чарыки «тlирхар», с обмотками «каружьяр». Основным элементом женской одежды были платок и «чухта», платье и штаны. Одежду шили из домотканого материала. Чухта имел мешкообразный вид: один конец его плотно облегал голову, другой свешивался на спину до талии, куда женщина прятала свои косы. Ходить без головного убора, тем более показываться постороннему мужчине, женщине было запрещено, считалось большим грехом и позором.

Как и во всех селениях Табасарана и Дагестана, в с. Дюбек имелись свои обычаи, обряды и традиции, которые были заложены нашими предками. Одним из таких обычаев является обычай взаимопомощи – мил, который заключается в оказании помощи при выполнении различного рода трудоемких работ, а именно строительство дома, сельскохозяйственные работы и т.д.

Прием гостей и сегодня в Дюбеке считается одним из самых лучших обычаев. По отношение к гостям определяют личность человека. Считается, что дом, в котором бывает часто гости полон счастья и добра.

В Дюбеке, как и во всем Табасаране имеются различные праздники и развлечения. Их можно подразделить на две категории: праздники, отмечаемые как общемусульманские и общегосударственные и праздники, которые пришли к нам из далекого прошлого, т.е. до появления ислама (языческие праздники и обряды).

Одним из таких праздников является праздник весны – эбелцан. Этот праздник в Дюбеке отмечается в первую субботу после 12 марта. Вечером поднимались на крыши и разжигали факелы. Эти обрядом совершали проводы зимы. Женщины готовили специальные блюда: дянгу (из жареной пшеницы, гороха и толченые грецкие орехи) и аьлярся (из пшеницы с добавлением молока). До этого, в течение месяца мужская половина села состязалась в яйцебиении. Смысл этого состязания заключалось в том, чье яйцо разобьется при их ударении друг об друга острыми концами. Тот, у кого разбивалось яйцо, отдавал его сопернику и считался проигравшим. Игра продолжалось до тех пор, пока у участников состязания оставалось только одно целое яйцо. Участник, у которого оставалось целое яйцо, считался победителем. Считалось, что того, кто собрал больше яиц, в новом году ждало в доме изобилие и достаток во всем.

Также у дюбекцев был обряд «вызывания» солнца – этlи кьукьу. Этот обряд совершался весной, когда шли постоянные дожди, и не было тепла. Женщины приносили к старым кладбищам, кто муку, кто масло, кто яйца, а несколько старых женщин разжигали огонь и ставили на кирпичиках круг обожженной глины и на нам выпекали блины (лаваши). Лаваши потом раздавались детям. Наиболее проворливые дети старались выкрасть лаваши. Для этого они готовили специальный длинный шесть с острым концом и его втыкали с кучу сложенных лавашей и убегали вместе с лавашами. Это вызывал у присутствующих радостный смех.

Ранней весной дюбекцы, как и в других селах Нижнего Табасарана, готовили такое блюдо, как «семене». Для приготовления «семене» ранней весной в круглые подносы – «сини» - насыпали смоченные водой семена пшеницы и оставляли в темной и утепленной комнате до появления всходов. Пшеницу ежедневно увлажняли, через 10-15 дней женщины выжимали из проросших желтых стебельков сок, добавляли муку и варили несколько часов до получения густой коричневой массы. Готовым «семени» принято было угощать соседей и родственников. Ранее это блюдо готовили к празднику эбелцен.

Дома строились из бутового камня, более состоятельные семьи облицовку домов строили из обтесанного камня. Чтобы сохранить тепло зимой, комнаты делали маленькими, потолки низкими, окна узкими. Для дополнительного освещения комнаты на крыше оставляли отверстие - «тавлин улду». Крыши домов были земляные плоские, после дождя крышу катали специальным катком из камня (сусугу). Дома, в основном, строили двухэтажные: первый этаж служил кладовой и там же держали скотину – «акъ», изнутри вокруг стен, которого плели плетень из прутьев для

того, чтобы уберечь скотину от угона, на втором этаже располагались спальные комнаты и хизан хал. Комнаты отапливались очагом «укl’яр», специально приспособленном в одном из стен комнаты. Очаг служил и источником освещения комнаты. Для топки очага использовались поленья «кьурчар». Для освещения также использовались высушенные дубовые палочки или светильники - «чирагъ». Позже использовали керосиновые лампы.

Религия, образование и социальная жизнь дюбекцев.

Территория Дюбека рано испытала влияние ислама, находясь вблизи от Дербента. До принятия ислама, там жили идолопоклонники. Выше я говорил о походе Джарраха в 722-723 гг. в Табасаран и в числе разоренных сел называет и Дюбек (Дювек). У А. Кули ага Бакиханова читаем «Кроме этого он (йазид) укрепил деревни Ерси, Гумейди, Маграга и поселил в них 2000 семей, привезенных из Сирии и Аравии. У этого автора можно читать: «Отсюда он (Абу-Муслим – прим. А. М-Р) направился в путь в Кайтаг, жители которого после сильного сопротивления и потерь приняли ислам. Назначив правителем Кайтага одного из своих родственников Эмира Хамзу, он пошел в Табасаран, населенный евреями (имеет в виду Хили-Пенджик) и идолопоклонниками. Жители защищались, в том числе и дюбекцы, которые первыми приняли удар, но когда их предводитель пал и многие были убиты или взяты в плен, то остальные приняли ислам. В этот период, который считается первым периодом исламизации Дагестана, был принят ислам в Южном Табасаране. С этого времени ислам твердо и навсегда утверждается и в Дюбеке. Второй этап исламизации связан с приходом Тимура в 1385 году в Северный Дагестан.

В селении по сей день у сторожил можно услышать о вакуфных землях, т.е. земли, принадлежащие мечети (мистан гьар, мистан хутlлар, хярар). Это говорит о влиянии религии после принятия ислама. Следует, отметит, что некоторые верования дюбекцев в сверхъестественные силы восходят еще к доисламским, языческим верованиям, причем, иногда они облекаются во внешне приемлемые для ислама формы, а иногда выступают в чистом виде.

До некоторых времен в Дюбеке сохранился процесс магического обряда, в чистом виде обряд вызывания дождя с помощью гудила, где подростки для вызова дождя, раздевшись, обкладывают тело и голову ветками и обходят дворы, напевая:

Гудли, гудли гьа гьа

Арпа гудли гьа гьа

Бир гомурта версене,

Аллагь версун ягыши.

Для письма до 1934 года в Дюбеке использовали латинский алфавит, затем до 50-х годов писали на азербайджанском языке. Даже деловые бумаги оформлялись на азербайджанском языке.

Первая библиотека в Дюбеке появилась в 1937 году и называлась изба-читальня, а первым библиотекарем был Гаджиев Эдейбай.

Первая школа в Дюбеке была в доме у мечети (конец 20-х годов). В 1939 году была построена школа наверху села и была семилетка. В 50-60 гг. наши ученики после окончания семилетки вынуждены были пойти для продолжения учебы в селение Ерси. В 1962 году из семилетки сделали восьмилетку, с 1968 года из восьмилетней школы сделали среднюю школу. Дюбекцы гордятся своими земляками- выпускниками школы, ставшими учеными:

Касимов Джафар - кандидат медицинский наук,

Идрисов Надир – доктор экономических наук, академик,

Лачинов Нухтар – кандидат экономических наук,

Магомедов Магомед - кандидат педагогических наук,

Теймуров Гамид – кандидат биологических наук,

Ахадов Ахад – кандидат медицинских наук,

Абдуллаев Зиявутдин – генерал-лейтенант,

Ахадов Мутеллим – Заслуженный работник здравоохранения РД,

Гюсейнов Магомед – Заслуженный работник культуры,

Лачинов Фейтулла – Заслуженный юрист РД,

Абдуллаев Абдулвагаб – Заслуженный ветврач РД,

Гаджикеримов Абдуселим – Заслуженный юрист РД,

Султанахмедов Гаджиахмед – мастер спорта РФ, заслуженный тренер России,

Гаджиев Гаджимурад – заслуженный строитель РФ,

Азизов Низамутдин – мастер спорта РФ, чемпион России,

Абиев Абакар – мастер спорта РФ, тренер по вольной борьбе в г. Хабаровске,

Мутеллимова Нигает – заслуженный работник культуры РД

Особой гордостью для дюбекцев является поэт, член Союза писателей СССР Юсуф Базутаев, чье имя носит Дюбекская средняя общеобразовательная школа. Он родился в с. Дюбек 1948 году 10 сентября. Закончил восьмилетку у нас в селе, продолжил учебу в Хучнинской средней школе. После окончания учебы в школе поступил на литературный институт им. М. Горького в Москве. Затем, он возглавил редакцию радиовещания на табасаранском языке в Махачкале, работал редактором республиканского детского журнала «Соколенок» на табасаранском языке.

С большой благодарностью дюбекцы отзываются и сегодня об Ахмедханове Нажмутдине, ныне покойном. Он долгие годы был религиозным лидером (имамом) села, многое сделал для односельчан в плане нравственного и религиозного воспитания. Нажмутдин халу (все сельчане его так называли) был со всеми вежлив, умел выслушать каждого и давать хороший совет.

Огромным уважением и почетом в Дюбеке пользовался Абдуллаев Гаджиабдулла, который был алимом не только Табасарана, но и всего Южного Дагестана. Он был уважаемым, честнейшим, готовым оказать помощь любому человеком, имел большую библиотеку на арабском языке, совершал хадж в Мекку. Умер Гаджиабдулла халу в 50-е гг XX века. Дюбекцы и по сей день выносят садакьа на его могилу, как на святыну и вспоминают его как святого человека.

Первым кто получил высшее образование (1957 г.) был Ахмедханов Вагаб, который работал директором школы, председателем колхоза, учителем в школе.

Первой женщиной, которая получила высшее образование была Абдулгалимова Нефизат, которая долгое время работала в Махачкале врачом.

В Табасаране в I половине XIX в. было два самостоятельных и независимых владения – майсумство и владения кадия. Те которые подчинялись майсумству платили подати и беку и государству. Их называли раятами. Дюбекцы подчинялись кадию и платили подати государству и они относились к категории узденей.

Социальной жизнью с. Дюбек управлялся кадием. Он назначался Маджалисской диван-ханой, т.е. окружным управлением Кайтаго-Табасаранского округа. Кадий держал в своих руках административную и судебную власти, исполнительные функции были возложены на «чавуша», который подчинялся кадию.

Со второй половины XIX века дюбекцы, знавшие до сих пор феодальную эксплуатацию, столкнулись с капитализмом. Начался процесс расслоения крестьян. Некоторая часть крестьянства находилась в положении батраков, которые работали на состоятельных односельчан за еду. Многие дюбекцы, которым было трудно кормить семью, становились отходниками или уезжали на сезонные работы.

О событиях 1917 года жители села узнавали с большим опозданием, но когда узнали через агитаторов, то сельский джамаат раскололся на два враждующих лагеря: безземельные и малоимущие были за Советы, а средняки и зажиточные - против Советов. Особенно привлекательным для них казались «Декларация прав народов России», «Обращение ко всем трудящимся – мусульманам России», «Ко всем трудящимся – мусульманам России и Востока», в

которых говорилось о политике равноправия народов, о добровольном союзе и о братской дружбе между народами. Многие теперь свое освобождение от гнета связывали с победой большевиков и свержением царизма.

Как и в других селах, началось самовольная запашка, отнятых у общины земель и земель вакуфных. Когда пламя гражданской войны докатилось до Дагестана, когда отряды Деникина заняли Дербент, из Дюбека 8-12 человек добровольцами отправились на Дербентский фронт. Среди них были Абдулкеримов Абдулгалим, Гюсеев Мислим, Шабанов Рустам, Абдуллаев Гаджиабдулла. При штурме крепости Нарын-кала был ранен Абдуллаев Гаджиабдулла.

Самыми трудными годами были, по свидетельству старожил, 1920-1925 годы. В эти годы сначала организовывали участковые революционные комитеты, с 1923 года вместе них создали сельские советы. С 1928 года в селе организуются товарищества по совместной обработке земли (ТОЗ). Работа ТОЗа строилась следующим образом: несколько человек объединившись, обрабатывали свои земли и производили посев, а урожай собирали отдельно. Такая совместная работа в какой-то степени облегчало их труд.

Как и по всей стране, в Дюбеке в 1935 г. 1 мая был организован колхоз «1 Май». Противников коллективизма было много. Для борьбы с ними с. Маджалиса прибыли сотрудники НКВД и забрали 12 ярых противников и держали около 12 дней в тюрьме. После освобождения с тюрьмы они вступили в колхоз. Первым председателем колхоза был Шихшаев Ибрагим. Хотя в селе было мало зажиточных крестьян, их в колхоз не приняли, объявив их кулаками, некоторых раскулачили. Их судьба стала трагичной. Постепенно колхозники стали дружным и спаянным коллективом.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Во время войны (1940-1947 гг.) первым секретарем Табасаранского райкома ВКП (б) был житель Дюбека Михралиев Рашид Сефералиевич. Он и после войны оказывал помощь в восстановлении колхоза.

На войну из селения Дюбек были призваны около 140 жителей. Из них 66 человек не вернулись назад. В то время когда они героически сражались на фронтах, остальная часть дюбекцев самоотверженно трудилась в тылу. Так, небывалый размах приобрело движение за сбор средств в фонд обороны, женщины шили шерстяные носки – журабы, а Халиков Мурад, Базутаев Исмаил, Амиралиев Алис, помогли фронту, отправив несколько тысяч рублей. В эти трудные для страны и селению годы колхозом председательствовал Раджабов Аби. Он и в годы коллективизма показал себя как хороший организатор. В годы войны, в селе нашлись и такие люди которые не отправились на фронт, а оружием в руках занимались грабежами разбоями, убивали активистов колхоза и коммунистов. Так, в августе 1942 года в конторе был убит Раджабов Аби, затем, чуть

позже, председатель колхоза с. Ерси Сардаров Абдулбесир, председатель колхоза с. Хустиль Гаджи, председатель колхоза с Гурхун Алдай. Некоторые из этих отщепенцев, лишь в 1943-1944 гг. специальным истребительным отрядом, были расстреляны, а некоторых арестовали и долгое время находились в тюрьме. После освобождения из тюрьмы многие не вернулись в село, видимо совесть мучила их.

Из войны многие сельчане вернулись кавалерами орденов и медалей, в том числе Курбанов Магомед, Мютеллимов Фейтулла, Гаджиев Эдейбай, Алимирзаев Гаджикурбан, Магомедалиев Магомедгаджи, Базутаев Минатулла, Абдулгалимов Рамазан и другие.

Дюбек в послевоенные годы.

Душевная доброта, человеколюбие, терпимость, уважительное отношение к личности, и самое главное, гостеприимство и сейчас является отличительной чертой жителей с. Дюбек Табасаранского района Республики Дагестан. После войны, дюбекцы самоотверженно трудились, и за короткий период колхоз «1 Май» стал одним из ведущих колхозов района, участвовал во Всесоюзной сельхозвыставке в Москве, а также неоднократно участвовал на сельхозвыставках в Махачкале. Возрождению колхоза после войны помог председатель колхоза Базутаев Исмаил, которому были присущи такие качества как доброта, справедливость, уважение к человеку, как личности, сострадание к малоимущим, готовность оказать помощь нуждающимся. В 1974 году колхоз «1 Май» был реорганизован в совхоз «1 Май», где за короткий период было посажено около 800 га виноградников, и ежегодно совхоз давал 2000 тонн винограда.

Своим самоотверженным трудом большую лепту внесли рабочие и служащие с. Дюбек по поднятию производства. Кавалерами орденов и медалей стали:

Кадирбекова Мислимат – Орден Ленина,

Гамидов Ханмагомед – Орден Знака Почета,

Асланов Кафлан – до войны передовик производства, участвовал 1956 году на Всесоюзной сельхозвыставке в Москве, ветеран войны.

Гасратова Фазилат – Орден Знака Почета, депутат Верховного Совета ДАССР,

Халиков Летиф – депутат Верховного Совета РСФСР,

Мусаев Джамалхан – Орден Трудовой Славы III степени,

Алиев Али – орден трудовой славы III степени,

Сулейманов Габибулла – учитель, ветеран труда.

Учителя кавалеры: Гусеев Гусей – Заслуженный учитель ДАССР, Мусаев Мусаиб – учитель - методист

Заключение.

В нашей работе, мы попытались по возможности, как можно полней восстановить и осветить историческое прошлое Дюбека, используя легенды и предания о происхождении села.

Эта местность мало изучена, мало информации и в источниках истории Дагестана и Табасарана. Из-за отсутствия материала неосвещен период с XIII века по XVIII век. Нет археологического материала. Это создавало определенные трудности в достоверном и полном изложении истории Дюбека. То, что удалось нам найти, дает нам основание говорит о древности происхождения с. Дюбек. По силу своих возможностей, постарались как можно шире осветить быт, культуру, обряды и обычаи дюбекцев.

Основные тухумы с. Дюбек.

1. Къюцар

2. Кавхияр

3. Цlанитlлар

4. Базутьяр

5. Батразар

6. Гурдияр

7. Мягьрюмар

8. Цацьяр

9. Аьлимуртар

10. Гаглияр

11. Мазар

12. Иччви ражвар

13. Рягьмяр

14. Чапрар

15. Гьяччучар

16. Шябутlьяр

17. Кьястилар

18. Нурчияр

19. Бажьяр

20. Кичиргинар

21. Келлер

22. Мирзияр

23. Маллияр

24. Дурдурар

25. Жярьяр

26. Бяжьяр

27. Кечел Абьяр

28. Алхусар

29. Гьясрутар

30. Хидрар

31. Гюлер

32. Бадьяр

33. Аьрвяр

34. Кечел Аьлияр

35. Ханар

36. Умлутар

37. Мистар

38. Исмилар

39. Келбияр

40. Аджукар

41. Аьльяр

42. Эжвер

43. Ражувкар

44. Гьяйдурар

45. Абдулар

46. Хъитlьяр

47. Шихьяр

48. Кьубучьяр

49. Муртузьяр

50. Кьярдияр

51. Агъ’яр

52. Агъабальяр

53. Жяндарьяр

54. Фяргъютlяр

55. Уьмрюгьяр

56. Къулдияр

57. Шихитlьяр

58. Букъар

59. Пейкурар

60. Аьпьяр

61. Къабхар